Почему вышедший в российский прокат триллер Дэвида Яровески не порадует поклонников Ганнибала Лектора

Горе-преступник
Так уж получилось, что «Западня» — работа 87-летнего Энтони Хопкинса (роль Уильяма) и «юного падавана» Билла Скарсгарда (в картине он сыграл страдальца Эдди) — лента не самостоятельная, а не что иное как ремейк малобюджетного аргентино-испанского триллера «Мышеловка» (2019). Но в отличие от Сиро Бермудеса, героя фильма Марианно Кона, Эдди — еще более мелкая сошка, он действительно похож на отчаявшуюся жертву обстоятельств. Да, персонаж «Западни» тоже промышляет мелкими кражами, но делает это, скорее, от безысходности, чем из злого умысла. По сюжету он «торчит» кому-то круглую сумму, однако без фургона, за починку которого владелец автомастерской упрямо требует 800 долларов (у Эдди налом только 300), долг не отдать.
Мы не стремимся оправдать героя, лишь обозначаем его незначительное место в криминальном мире и то, что воровство для него — дело непостоянное, а лишь способ «подрубить немного бабла». Нервничая из-за отсутствия денег, он пытается уговорить мастера скинуть цену, затем безуспешно пробует перезанять у знакомых, покуривая травку, мимоходом тащит чужое портмоне (но на беду в нем только мелочь).
Однако Эдди отличается от Сиро масштабом, последний — хулиган профессиональный, со своим почерком. Бермудес умело и с удовольствием вскрывает машины, скручивает магнитолы и уносит все, что плохо лежит. Для пущего драйва парень мочится на заднее сиденье обворованной тачки. Оставляя привет с душком богатеньким владельцам, он расписывается в совершенном преступлении.
Эдди же влезает в чужой автомобиль только для того, чтобы найти в бардачке бумажник или смартфон, который можно будет толкнуть на улице, и оплатить починку фургона. Генерально персонаж не против честной жизни, но пока с ней не очень задается. А еще у него есть маленькая дочка, которую он два раза в неделю забывает забрать с продленки.

Маловато Хопкинса
Но психопату Уильяму (Хопкинсу) это безразлично. Как и маньяк из «Мышеловки», он блокирует незадачливого вора в своей бронированной машине и с удовольствием начинает мучить (включает тирольский йодль на много часов, не дает воды, еды, жарит и охлаждает Эдди кондиционером). Впрочем, есть подозрение, что поклонники Хопкинса будут слегка разочарованы, не потому, что тот плохо справляется с ролью, а потому, что актер появится в фильме только ближе к финалу, а все остальное время будет «играть голосом» (картина-то малобюджетная, большая ее часть снята в салоне авто). Поэтому Уильям в основном говорит с Эдди по громкой связи, то «пролечивая» его нравоучениями и диалогами на тему «преступность — это плохо», то рассказывая незадачливому воришке о трагических обстоятельствах собственной жизни.
Но, конечно, перед нами не интеллектуал Ганнибал Лектор, ставящий убийство в центр своего существования. Да и Эдди — не Клариса Старлинг. Он просто юноша без образования, человек «с уличной смекалкой», над которой Уильям не раз зло поиронизирует. Парень в прямом смысле вошел не в ту дверь и не в то время.
Что же до владельца бронированной машины, то, оперируя «Преступлением и наказанием» Достоевского, он, точно Родя Раскольников, решает, будто тоже имеет право на «аз воздам». Ведь всю жизнь Уильям честно трудился, зарабатывая свои кровные деньги, но теперь овдовел; его дочь погибла при ограблении, а у него самого рак в терминальной стадии. «Так почему бы не поразвлечься напоследок?» — спрашивает он парнишку.
Впрочем, вопросов к игре Энтони Хопкинса нет, ведь даже в эпизодической роли маньяка он убедителен и неприятен. Все смущающее в образе его героя нужно адресовать сценаристам. Например, совершенно непонятно, как пожилой и физически нездоровый человек умудряется профессионально перевязать бездыханного и довольно крупного Эдди (пытаясь выбить окно, тот получает в ногу отрикошетившую пулю из собственного пистолета. «Это все твоя уличная смекалка», — весело замечает Уильям). И уж совсем не ясно, на что надеется старичок, когда садится в салон (к слову сказать, основательно загаженный, ведь Эдди прожил в машине несколько дней) к заметно ослабевшему, но по-прежнему крепкому парню.

Почему «Западня» — не «Мышеловка»
Однако все эти финты нужны для создания зрелищности, нежели для какой-то серьезной проработки образов. Билл Скарсгард, обычно снимающийся в ужасах, играет страдания Эдди вполне реалистично. Но, похоже, по сценарию его герой не так умен, как персонаж «Мышеловки»: тот за первые минуты заточения фактически демонтирует авто изнутри. А Эдди двадцать минут эфирного времени скучно возится в салоне. Впрочем, и Уильям не в пример предшественнику более изощренно продумывает оснащение своей ловушки. Теперь перед нами не просто бронированный и звуконепроницаемый джип, но пыточная, снабженная камерами слежения, спутниковым управлением (Эдди даже опасно покатают по городу) и электрошоком, вшитым в сиденья.
Но главное, в чем разнятся картины — это драйв и финал. Фильм Яровески из-за сцен с проездом по улицам получился более динамичным. В отличие от затянутой к концу «Мышеловки» «Западня», хоть и завершается классически по-голливудски (герой все понял и решил больше никогда не опаздывать на продленку), все же вызывает меньше вопросов, чем оригинал. Но в то же время американский вариант, стремясь охватить преступление как философскую категорию, не только не справляется с задачей, но и теряет в социальном весе проблемы.