На экраны вышел фильм Артема Михалкова «Первый на Олимпе». С учетом того, что прошлая лента режиссера «Мистер Нокаут» повествовала о советском боксере-моряке Валерии Попенченко, а новая рассказывает о нелегкой судьбе гребца-художника, складывается впечатление, что Михалков решил создать в российском кино нечто вроде личного пантеона спортсменов

Настоящий Юра против выдуманного
Сразу стоит сказать, что фильм про дитя войны Юру Тюкалова, победившего все свои психологические трудности, получился не хуже, но и не намного лучше прочих спортивных драм вроде «Родниной» Константина Статского или «Движения вверх» Антона Мегердичева.
Тюкалов в версии Михалкова (его сыграл Глеб Калюжный, упырь подросток из «Вампиров средней полосы»), как и положено спортивному юноше, формируется на протяжении всей ленты, идя к главной победе.
Участие настоящего Тюкалова в Олимпийских играх 1952 года стало сенсацией, ведь начинающий атлет не просто поддержал имидж страны, но темной лошадкой обошел действующего чемпиона из Австралии Мервина Вуда, в то время как фавориту прочили сложную борьбу с уже заявившими о себе серьезными гребцами Эдуардо Риссо (Уругвай), Джоном Б. Келли-младшим (США) и Тони Фоксом (Великобритания). Другое дело, как нам показывают эту победу.

Что получилось
Михалков нашел неплохой ход — рассказывать о Тюкалове через призму воспоминаний о войне. Поколению спортсмена пришлось не только пережить все ужасы бомбежек, голода и смертей, но и разгребать последствия. И чувство вины выжившего, о котором не всегда четко, но все же говорится в фильме, — находка по-настоящему интересная. В остальном, по мнению режиссера, молодой человек становится спортсменом не благодаря, а вопреки своему ПТСР (пару лет назад Юра видел гибель отца на линии обороны). И поэтому идея преодоления себя маленького и запуганного в себе новом и крепком позволяет взглянуть на спорт совсем с другой стороны.
Заниматься академической греблей настоящий Тюкалов начал в пятнадцать лет, имея медаль «За оборону Ленинграда» (возил воду, тушил зажигательные бомбы на крышах и доставлял почту). В реальности его родственники смогли пережить войну, поэтому та почти семейная теплота отношений с тренерами Верой и Михаилом Савримовичами (Елена Лядова и Артем Быстров), на которой всю ленту нам акцентируют внимание, в реальности имела совсем иное свойство. Своих детей у спортивной четы действительно не было, вот только воспитанников, к которым тренеры относились по-отечески, насчитывалось тридцать человек, а не как в кино — один Тюкалов, ставший Вере Александровне «заместо сына».

В определенном смысле интересен и Андрей Колосов (роль Андрея Смолякова), скомпонованный Михалковым из реально существовавшего Евгения Сергеевича Салтыкова, некогда влюбленного в Веру Савримович, и общих черт жесткого наставника, полагающего, что победу нужно добывать любой ценой, а спортсмен — собственность советского спорта. Несмотря на то, что образ Колосова получился по-голливудски негативным (как же истинному герою сегодня обойтись без заклятого врага, который еще и названного папу ненавидит?), в одном моменте Смоляков сыграл по-настоящему здорово. Оборвав связь Тюкалова с Михаилом Савримовичем, он железной рукой вытолкнул несчастного Юру в большой спорт, а заодно и в жизнь. Чем продемонстрировал зрителю принципиально иной подход к обучению: «Теперь, когда у него по-настоящему ничего не осталось, он победит».
Неплохо в фильме показана и сама гребля — с многочисленными разговорами про баланс, силу гребка, важность весла и единственный вид спорта, в котором атлет не видит финиша: «Гребешь, глядя назад». С учетом прошлого михалковского Юры эта фраза особенно хорошо ложится на исцеление его военных травм.

Что не получилось
А вот со всем остальным сложилось не очень. В первую очередь подкачали съемки (оператор Сергей Мачильский). Если сравнивать с недавно вышедшим «Августом» Никиты Высоцкого и Ильи Лебедева, то в картине Михалкова военные сцены показаны весьма предсказуемо и по-советски. Спортивные — в параллели с той же «Родниной» — кажутся вялыми. Но особенно расстраивает экшен, который должен был взять на себя основное зрительское напряжение. Ведь, что греха таить, картины про достижения и спорт мы смотрим именно для того, чтобы хоть немного почувствовать себя в роли спортсмена. Но, увы, не замрет взволнованный зритель перед экраном, восклицая: «А, чай, Юра не догребет?» Но, возможно, тут дело и во второй сюжетной линии — заболевшем Савримовиче, непонятно зачем оттягивающей внимание на себя.
Непроработанными остались и второстепенные образы. Девушка Тюкалова Шура (Ирина Паутова) получилась не то влюбленной, не то расчетливой (актриса, кажется, так и не определилась, кого она играет), художники из «Мухи» и гребцы из разных клубов. Первые сливаются в толпу субтильных юношей, вторые — в группу бравых комсомольцев с плаката «Пьянству бой».
Да и чета Савримовичей, в конфликте «чувства или долг» романтически противостоящая мрачному и приземленному Колосову, во многом выглядит слишком картинно. Равно как и Юра Тюкалов, робко демонстрирующий нам закаливание своей личной стали то в стенах художки, то на глади ледяной реки, а то и вовсе в огнедышащем чреве литейной мастерской.