РЕЦЕНЗИЯ / 18+

СЛЕДУЮЩИМ ПРЕЗИДЕНТОМ БУДЕТ ЖЕНЩИНА

8 июля 2020

На смену старым, когда-то очень значимым начальникам-мужчинам приходят молодые независимые…женщины. Не верите? Зря. Смена поколений накроет стремительно — как внезапная остановка лифта в фильме «Лимб».

«Глупые курицы — любительницы шпилек и пуш-апов» — вытеснят с рынка гольфистов, поклонников порно и отомстят за унижения от гендерного неравенства. Правда, равновесия в обществе это не добавит.

Пять лет назад в приватном разговоре менеджер высшего звена госструктуры, отвечающей в России за строительство дорог, искренне жаловался приятелю, что видит на федеральных мероприятиях все меньше старых товарищей. По словам немолодого чиновника, соратников постепенно вытесняет «силикон». Это началось не только «у них», это началось у нас. Как говорит наука об обществе, гражданам свойственно не замечать происходящих в обществе явлений, граждане спохватываются, когда процесс завершен, изменение констатировано, а подвид — на грани исчезновения. Маленькие европейские страны — как Финляндия в лице режиссера Налле Сьоблада — это заметили.

Не случайно молодой и талантливый Налле Сьоблад начинает действие в лифте. «Лифт в обществе не работает» — устойчивое выражение во многих языках. Лифт не работал все те десятилетия, пока у власти пребывало поколение бэби-бумеров, родившихся после Второй мировой. В «Лимбе» первым в лифт заходит его представитель — когда-то ключевой и когда-то очень важный начальник. И миллениал – женщина 40+. Но ехать вместе они больше не могут. В лифте первенства уходящему поколению места нет. Старший выходит первым.

«ПУШ-АПЫ И ШПИЛЬКИ» ВМЕСТО ГОЛЬФА

В попытке спуститься герои Сьоблада переходят на запасную лестницу и проходят 36 этажей. Полчаса назад пожилой мужчина был уволен привлекательной бизнес-леди. Черная лестница — сцена без социума, никто не слышит, можно говорить все как есть. Обмен «любезностями» начинается с первых же реплик: «Могла бы и обождать, пока я спущусь первым» — «Нет. Через полчаса у меня деловой обед, а потом несколько совещаний».

Обычный диалог в жестком современном мире, где женщины больше ни в чем не готовы уступать мужчинам. Как и в жизни, недооцененная «глупая курица» обойдет престарелого пердуна на повороте. И даже страх неизвестности того, что ждет впереди ее не задержит. Так ему!

Поскольку в православии нет догмата о «чистилище», русскому уху слово «limbo» напомнит разве что о старой песне Валерия Меладзе про прекрасную дикарку. А вот Европа по наущению католиков уже шесть веков «отправляет» в limbo души, жившие с богом в мире, но не очистившиеся перед смертью от грехов. Поэтому «Лимб» было бы правильнее перевести как «ад» или «Чистилище», в котором заперты представители поколений с разными ценностями, и выхода нет.

«СУДЬБА ЛАСКАЕТ МОЛОДЫХ И РЬЯНЫХ»

Чем дальше старый мужчина и немолодая женщина будут спускаться по ступенькам, тем ниже будет падать у обоих моральная планка… а в нижней точке спуска конфликт и вовсе перейдет в недружелюбный телесный контакт. Прежде важный начальник (отец, муж) тратил свои ресурсы на нарциссические увлечения и снисходил до окружавших его женщин. Отнюдь, он делал это не на декларативном уровне — мужчина из этого поколения никогда не признается в обществе, что считает женщину «функцией». Фигура Тутанхамона вводится в диалог не случайно. Имя жены Тутанхамона дословно переводится как «его принадлежность». Трудно проявлять независимость, трудно отказаться терпеть, когда все ресурсы у фараона. В свою очередь Тутанхамону трудно уважать женщину, потому что она беспомощна и зависима. Тем не менее героиня-миллениалка, которую играет финская звезда первой величины Иида Кунингас (представительница третьего поколения знаменитой кино-династии Кунингас) обладает присущим ее поколению достаточно высоким эмоциональным интеллектом — ей жалко динозавра прежней эпохи. В конце концов в свои сорок лет она уже мать и способна проявить эмпатию к рухнувшему с пьедестала старому нарциссу. Как уже говорилось выше, в «Limbo» бег по бесконечным лестницам украшен игрой финских звезд первой величины — без Мартти Суосало на его родине не обходится ни один крупный фильм после 1999 года.

Диалог в фильме, кажется, обнимает все актуальные темы современности. Претензия, что старый истеблишмент излишне цеплялся за власть, претензия к ресурсной экономике — от экологической озабоченности миллениалов до завуалированного отсыла к вечному библейскому сюжету «Сусанна и старцы». Но внезапная, хотя и подсознательно ожидаемая концовка превращает короткометражку в притчу.

А представим, что следующим президентом России станет женщина? Опять не верите? Даже стигматизированная католическая Испания приняла однополые браки. «Лимб» — посмотрите, как это будет!

Название
«Лимб» («Чистилище» / Limbo (XVII))
Информация о фильме:
Финляндия, 2019 год, Хорор, триллер, 10 минут
Режиссеры:
Налле Сьоблад (Nalle Sjöblad)
Авторы сценария:
Антеро Йокинен (Antero Jokinen), Налле Сьоблад (Nalle Sjöblad)
Продюсеры:
Йоуко Пуоланто (Jouko Puolanto), Туула Никкола (Tuula Nikkola), Яни Пёсё (Jani Pösö) Теему Никки (Teemu Nikki), Теро Тамминен (Tero Tamminen), Кайсла Виитала (Kaisla Viitala)
Операторы:
Даниэль Линдхольм (Daniel Lindholm)
Композитор:
Марко Нюберг (Marko Nyberg)
В ролях:
Мартти Суосало (Martti Suosalo), Иида Кунингас (Iida Kuningas)

Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.

Наша редакция уважает ваши непредвзятые точки зрения. Просим вас проявлять уважение друг к другу, к авторам и героям наших материалов. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Редакция оставляет за собой право удалять комментарии, которые, как мы считаем, не соответствуют теме и тону обсуждения, принятому у нас на сайте.

Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.

ВКонтакте
Телеграм
Одноклассники
Whatsapp