РЕЦЕНЗИЯ / 18+

ОТСУТСТВИЕ ОТЦА ЛУЧШЕ, ЧЕМ ПЛОХОЙ ОТЕЦ. БУДУТ БАБУШКА И МАМА

16 августа 2020

Эту коронную фразу матерей-одиночек всех поколений произносит великолепная Виктория Дюбуа, сыгравшая тридцатилетнюю мамашу маленькой «Лолиты» в фильме «Матрёшки».

Удивительный по глубине и пронзительности фильм буквально взорвал знаменитый фестиваль в Палм Спрингс. Как и в любом значительном произведении в нем каждый увидел что-то свое. От поклонников Шекспира и Набокова — до современных подростков и феминисток.

Картина Беранжер МакНис не просто так опередила 332 конкурентов в Палм Спрингс, на этой олимпиаде короткометражек. Успеху известной в Европе актрисы, в третий раз севшей в режиссерское кресло, впору удивляться словами Бунина о Чехове. Как она, моложе 30 лет, могла снять такое кино?

«Матрёшки» начинаются и заканчиваются сценами дуракаваляния молодых людей. В первых кадрах — детальными, в финале — неслучайно расфокусированными. Дуракаваляние подростков МакНис разное: у одних – беззаботное, у вторых – неблагополучное. Неблагополучие следующему поколению в семье передает взрослый. Фильм умерено моралистичен, но основные моменты жизни одинокой родительницы показывает наиболее выпукло: беззаботная вседозволенность, доступ в дом, где живет ребенок, любого рода тусовки, удовлетворение потребности мужчин, исходящий из иллюзий вечный поиск мужа-партнера, а также немотивированная агрессия по отношению к каждому, кто посмеет подвергнуть сомнению выбранное кредо.

ПРОЩАЕМСЯ С ДЕТСТВОМ Z

Начнем с того, что ранняя половая жизнь у поколения Z — всегда признак неблагополучия. 16-летняя Анна должна «уехать» от своего отрочества во взрослую жизнь, и она в нее уезжает. Триггером (как теперь модно говорить) становятся две полоски теста на беременность. Но в банальную, на первый взгляд, историю, режиссер и сценарист МакНис сумела вложить полифонию смыслов, достойную хорошего романа. Легко читаемая расшифровка названия — лишь один из них.

Мать Анны предлагает своей дочери не просто оставить ребенка, а включиться в свой собственный образ жизни: мне никто не судья, мой дом — моя жизнь — делаю, что хочу, главное, что б было весело. Родившая Анну в еще более раннем возрасте, она хочет, чтобы дочь также «вынула» из себя такую же «матрёшку» поменьше, слепо поверила опыту матери и тоже воспитала ее без мужа.

Любит ли мать-одиночка свою дочь? ДА, безусловно. За показной бравадой матери прослеживается депрессия дочери, пока не умеющей жить по-другому, и бессознательно мать копирующей (от сигарет «между делом» и резких выпадов в сторону «мешающих» окружающих до «перепихона» с одноклассником в туалетной кабинке).

ВЗРОСЛЕНИЕ ПОКОЛЕНИЙ

Зрители «родом из СССР» наверняка вспомнят культовый «Курьер» с Анастасией Немоляевой и Федором Дунаевским. В целом «Матрёшки» — про тот же переход во взрослую жизнь. Только в современной свободной Европе и глазами девушки. Но «свистящая» музыка из «Курьера» к нескольким эпизодам подошла бы идеально.

Разбросанные по «Матрёшкам» здесь и там «порталы» отправляют просвещенного зрителя не только к «Лолите», но и к «Буму» Клода Пиното и даже к «Романтикам» Бернардо Бертолуччи. И здесь нас ждет, пожалуй, главное открытие по части нравов.

У Бертолуччи родители, наткнувшись на следы познания своими детьми-первокурсниками запретного плода в варианте «французской тройки», оставляют спящим отпрыскам чек на круглую сумму и уезжают из Парижа. Прошло полвека и оказалось, что, предоставив подросткам свободу секса, родители «забыли» предоставить им свободу жизненного выбора. Так что при всей напускной толерантности, в глубине своей души старушка-Европа остается патриархальной коллективной матрёшкой. Недалеко ушедшей от «времен Шекспира и Гомера».

ФИЛЬМ ПРО НАДЕЖДУ

Сентенции «Матрёшек» — «не учите, родители, детей своих, а показывайте собственным примером» и «дети умнее родителей». В этом смысле «Матрёшки» — это фильм-надежа, что на следующем поколении неблагополучие прекратится, дети не обязательно будут следовать родителям.

Аборт оказывается не злом, а возможностью начать ДРУГУЮ, «не-матрёшкинскую» взрослую жизнь. Явная реминисценция из «Ромео и Джульетты» («В твои года, графиня, твоя мама// И замужем была, и на сносях») — подчиниться навязываемой традиции или сделать собственный выбор будущего.

Почему же героиня Дюбуа так агрессивна по отношению к другим, благополучным? Скорее всего в основе поведения лежит зависть, схожая зависти личности зависимой к личности здоровой и потому полноценной: они без этого могут, а я нет.

Нельзя не упомянуть и открытие в фильме таланта Элоиз Воли, исполнительницы главной роли. Оно заслуживает медали за вклад в кинематограф. Вот какой должна была быть настоящая Лолита. Доменик Свэйн с ее одинаковым лицом в знаменитом фильме Адриана Лайна — просто дилетантка в сравнении с героиней «Матрёшек». Трудно припомнить, кто в мировом кино мог показать на юном женском лице мгновенный переход от низкого к высокому и наоборот. Притом без малейшего намека на пошлость.

Название
Матрёшки (Matriochkas)
Информация о фильме:
Бельгия, 2019 год, Драма, 24 минуты
Режиссеры:
Беранжер МакНис (Bérangère Mc Neese)
В ролях:
Элоиза Волль (Héloïse Volle), Виктуар Дюбуа (Victoire Du Bois), Гийом Дюэм (Guillaume Duhesme)

Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.

Наша редакция уважает ваши непредвзятые точки зрения. Просим вас проявлять уважение друг к другу, к авторам и героям наших материалов. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Редакция оставляет за собой право удалять комментарии, которые, как мы считаем, не соответствуют теме и тону обсуждения, принятому у нас на сайте.

Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.

ВКонтакте
Телеграм
Одноклассники
Whatsapp