Наконец-то «долгострой» «Опустошение» (2025) вышел на Netflix. Боевик с таким пафосным названием, многообещающим режиссером и звездным кастингом должен был выстрелить наверняка. Но что-то пошло не так…
Принятие новой маскулинности трещит по всем швам. Запрос на консервативный патриархальный вариант угрюмого и агрессивного героя прошлого века решил выполнить и перевыполнить мастер своего дела Гарет Эванс («Банды Лондона»). Своими экзерсисами боевых искусств в «Рейде» (2011) и «Рейде 2» (2013) автор доказал, что ему по плечу держать удар и грузить зрителя экшеном полтора часа к ряду. Но то было в Индонезии, а теперь попробуй-ка у себя на родине, в туманно-слякотном Уэльсе.

Старый конь борозды не портит
Нечистого на руку детектива Уокера (Том Харди), отчаянно порывающегося остаться примерным отцом маленькой дочурке в рождественскую ночь, вызывают расследовать массовый расстрел в логове наркодилеров из Китая. Суровый полицейский с новой напарницей Элли (Джесси Мей Ли) приходит к выводу, что к делу причастны похитители стиральных машин (как бы комично это ни звучало). Именно эта бытовая техника служила контейнерами для транспортировки кокаина. В рядах молодых начинающих воров обнаруживается сын богатого кандидата в мэры Лоурэнса (Форест Уитакер). К поиску виновных присоединяется коррумпированная полиция в лице продажного Винсента (Тимоти Олифант) и целая триада со злобной предводительницей — матерью убитого главаря банды (Ео Яннянн). Уокер должен первым найти беглецов, так как его темное прошлое напрямую связанно с заинтересованной в этом высокопоставленной особой. Звучит заманчиво? Но вот незадача: за вот такой сложносочиненной вводной инструкцией для просмотра скрывается простейший и тривиальнейший по содержанию боевик. Перестраховавшись, автор решил пойти по давно и хорошо протоптанным дорожкам и не тратить силы на придумывание чего-либо оригинального. Сценарий, который он написал сам, оказывается, к сожалению, самым слабым звеном всего этого кровавого перфоманса.

Весь мир в труху
Если в самом начале еще можно поддаться соблазну воспринять персонажей и их невнятные диалоги серьезно, то уже на десятой минуте фильма окончательно понимаешь, что это лишнее. Новогодними неоновыми огнями и яркими вспышками сияют бесконечные перестрелки и постановочные бои в прилежно выстроенных декорациях. Четкая и контрастная цифровая картинка еще ярче выделяет их цирковую природу. Эквилибристика центрального боя и финальной битвы с применением холодного и огнестрельного оружия сами по себе могут смело расцениваться как отдельные полноценные развлекательные аттракционы. Все иные действия между ними в итоге не имеют никакого значения. Бодрый файтинг и шутинг Гарета Эванса не поднимается до уровня изысканной эстетизации южнокорейской «Горечи и сладости» (2005) Ким Джи-уна. Постановка боев далека до мастерства Джона Ву («Круто сваренные»). Почти все (целых две) продолжительные экшен-сцены с таким милым сердцу ультранасилием, где всегда можно развернуться по-взрослому, смотрятся неряшливо и сумбурно. Хотя нельзя не заметить в них энергичный запал и изрядную выдумку, основанные на предыдущем, индонезийским опыте постановщика.

Родители, от которых стоит сбежать
Для развития персонажей и проработки их конфликтов в картине катастрофически не хватает времени. Это обедняет и схематизирует сюжет, так и не наполняя его драматизмом. В итоге «подключиться» к героям не удается. Они так и остаются бездушными типажами, за уходом которых в мир иной следишь безучастно. Некому симпатизировать. Никого не жаль.
Брутальный Том Харди («Веном») весь фильм проходит с одним и тем же выражением лица, время от времени зверино порыкивая и старательно выкидывая фортели в стиле джиу-джитсу. Харизматичный Тимоти Олифант («Хитмэн») так и не сможет в полной мере развернуть свой потенциал злодея. Пафосные речи персонажа культового актера и обладателя премии Оскар Фореста Уитакера («Пес-призрак: путь самурая») и вовсе воспринимаются как пародия. Диалог в салоне автомобиля неудавшихся отца и матери, потерявших связь со своими детьми, и прощальная речь бизнесмена — поистине замах на Уильяма нашего Шекспира.
Если же говорить о месседже, то его не так-то просто выудить из всего этого калейдоскопа нелепых диалогов, убийств и членовредительств. Итак, попробуем. Старый мир господствующих отцов-коррупционеров и токсичных матерей — предводительниц гангстеров бесславно уходит (не по своей воле, а в угаре хаоса самоликвидации), чтобы спасти растерявшихся детей и дать им шанс стать другими. Чем не актуально? Или все же чересчур? Ну да бог с ним совсем, со скучным смыслом этим. Давайте просто получать удовольствие от того, как ребята задорно молотят друг друга, пуляют направо и налево; кто-то хрипит, что-то хрустит, где-то взрывается, шумно пролетает мимо и громко плещется, выливаясь отовсюду в больших количествах под саундтрек Майка Шиноды.