РЕЦЕНЗИЯ / 18+

ОКОННАЯ СИМФОНИЯ ОСКАРА-2020

11 апреля 2020

То ли в штат Американской киноакадемии взяли медиума, то ли создателей фильмов не подвела творческая интуиция, то ли безвестный аналитик из ЦРУ продал Голливуду математическую модель распространения CoVid-19

Но факт остается фактом: перед тем, как человечеству усесться в самоизоляции и начать смотреть на мир через реальное (квартирное), или виртуальное (телевизор, компьютер) окно, Оскар и в длинном и в коротком метре взяли ленты, которые начинаются и заканчиваются видами из окон.

ПО ЗАКОНАМ ГАРМОНИИ

Взгляд, брошенный из апреля 20-го на февраль 20-го, позволяет говорить о последнем Оскаре уже не как о церемонии награждения, но как о симфонии, заглянувшей в ближайшее будущее человечества. Где нормой жизни — и главной музыкальной темой — становится идея окна и взгляда через окно.

Победа в главном конкурсе «Паразитов» была, по сути, предрешена. Мало того, что его герои смотрят сквозь решетку своего полуподвала на другую жизнь (и на время фильма попадают в нее). Мало того, что смысловой, стилистической и событийной «точкой сборки» картины является окно во всю стену фешенебельного дома (с видом на огромный внутренний двор, зеленую поляну на переднем плане, изящные кусты и высокие деревья на заднем). Мало того, что история семейки паразитов благодаря мастерству создателей выглядит «подсмотренной» из окна. Так еще и решение оскаровского жюри метафорически распахивает широким массам окно в Южную Корею в целом и в ее кинематограф — в частности.

Но хорошая симфония хороша тем, что ее части дополняют друг друга, развивая и обогащая главную тему. Законы мировой гармонии требовали уравновесить мужское начало «Паразитов» в симфонии Оскара-2020 началом женским. Жестокую и безысходную концовку корейцев — другой, жизнеутверждающей и возвышающей концовкой. Хотя бы в конкурсе короткого метра.

Все это и предложил Маршалл Карри в «Окно напротив». Одной из самых глубоких и лучших короткометражек, когда-либо получавших золотую статуэтку.

ДВА ПУТИ ИЗ ОКНА ХИЧКОКА

Исследователи творчества Альфреда Хичкока, прародителя «оконного» жанра (его «Окно во двор» с бесподобными Джеймсом Стюартом и Грейс Келли входит в сотню лучших фильмов Америки за последние 100 лет) подметили две важных особенности оконного вуайеризма. Когда в ХХ веке люди стали жить в высоких домах, страсть заглядывать в чужие окна, как разновидность запретного плода с древа познания, стала огромным и всеобщим соблазном. Поскольку «все познается в сравнении», мы вольно или невольно подглядываем за чужими жизнями, чтобы сравнить их со своей. А дальше оконная симфония либо тащит вниз, в басы и «скрежет зубовный», либо зовет вверх, поближе к небесным сферам.

Кто-то не готов после увиденного меняться сам и подсознательно хочет, чтобы с его соседями случилось что-то плохое, страшное (см. книгу Денниса Перри «Хичкок и По: Наследие восторга и террора»). А для кого-то открывается, назовем его так, «путь Стеллы». Медсестры из хичкоковского шедевра, призывавшей людей заглядывать не в чужие окна, а прежде — в собственные души.

Маршалл Карри, работая над своей короткометражкой, конечно же, и думать не мог о симфонии с «Паразитами». Но понимал, что сравнения с «Окном во двор» его «Окну» не избежать. Идеальные триллеры Хичкока, эксплуатируя энергию страха, все-таки тянут душу в нижние октавы, к контрабасам и виолончелям. Маршалл сохранил верность традициям. Четко сознавая (и показывая!) низменную природу любого, в том числе урбанистического вуайеризма, он, тем не менее, пошел из «окна Хичкока» — «путем Стеллы». Наверх — туда где скрипки, альты и флейты.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НАБЛЮДАЮЩИМИ

Поначалу, когда родители двух очаровательных близнецов замечают в доме напротив самозабвенно совокупляющуюся парочку, трудно предположить у них впереди что-то светлое. Элли получает от Джэйкоба ровно тот поцелуй, каким состоящие в долгом браке мужья приглашают к сексу жен под совместный просмотр фильма для взрослых. Она отмахивается от супруга ровно с тем выражением лица, с каким и должна отмахиваться беременная третьим ребенком женщина возраста от 30 до 40.

В Бруклине, где не окнах не вешают занавесок, не живут богатые люди (помните, как временный переезд туда смутил модницу Кэрри Брэдшоу из «Секса в большом городе»?) На фоне 20-с-чем-то-летних соседей, которые спят до обеда, занимаются сексом и устраивают вечеринки, собственный быт кажется Элли и Джэйкобу сущим кошмаром. Но, продолжая день за днем поглядывать в чужое окно, они находят силы заглянут внутрь себя. Принять себя такими, как есть. И обретают мужество продолжать свою собственную жизнь, а не мечтать о чужой.

В какой-то момент подглядывать за Элли и Джэйкобом через окно экрана станет интереснее, чем за теми двумя в доме через дорогу. А когда пронзительная концовка все перевернет, зритель «Окна» в 2020-м, точно так же, как и зритель хичкоковского «Окна» в 1954-м, обнаружит, что его ожидания полностью оправдались. Только знак будет другим. Не «минус», а «плюс».

МУЗЫКА СФЕР

Для создания «высокой» части симфонии всегда должны сойтись звезды. Писательница и режиссер Диана Вэйперт, прежде зацикленная на Латинской Америке, наконец-то реализовала свое творческое кредо «создавать убедительные истории о женщинах» — и рассказала именно такую историю на радио. Режиссер Маршалл Карри «увидел» услышанное, дописал сценарий и снял свой первый игровой фильм с такой любовью к деталям, на которую способен только трижды номинировавшийся на Оскар документалист. Композитор Джеймс Бакстер, помогавший Карри в документалистике, органично вписал в ленту песню «Nobody else will be there» («Там больше никого не будет»).

Отдельная удача «Окна напротив» — шикарные крупные планы Марии Диззии. В начале они без слов передают, насколько древней старухой себя ощущает Элли от постоянной готовки, стирки и уборки детских неожиданностей. В середине — как молодеет ее героиня от простых материнских дел. В конце — как прекрасен становится человек, сопереживающий своему ближнему.

Но, пожалуй, главное достоинство победителя короткометражного Оскара-2020 — самостоятельность звучания. «Окно напротив» хорош и в симфонии с «Паразитами», и как отдельное полноценное произведение. На кадрах с титрами которого хочется встать и, не заглядывая в чужие окна, сию же секунду начать делать добро.

О фильме
«Окно напротив» (The Neighbors’ Window)
Информация о фильме:
США, 2019 год, Драма, 21 минута
Режиссеры:
Маршалл Карри (Marshall Curry)
Авторы сценария:
Диана Вейперт (Diane Weipert), Маршалл Карри (Marshall Curry)
Продюсеры:
Маршалл Карри (Marshall Curry), Джулия Кенелли (Julia Kennelly), Элизабет Мартин (Elizabeth Martin), Джонатан Олсон (Jonathan Olson)
Операторы:
Вольфганг Хельд (Wolfgang Held)
Композитор:
Джеймс Бакстер (James Baxter)
В ролях:
Мария Диззия (Maria Dizzia), Грег Келлер (Greg Keller), Джулиана Кэнвилд (Juliana Canfield), Брэт Лада (Bret Lada)

Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.

Наша редакция уважает ваши непредвзятые точки зрения. Просим вас проявлять уважение друг к другу, к авторам и героям наших материалов. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Редакция оставляет за собой право удалять комментарии, которые, как мы считаем, не соответствуют теме и тону обсуждения, принятому у нас на сайте.

Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.

ВКонтакте
Телеграм
Одноклассники
Whatsapp