15 января на российские экраны вышла спортивная экшен-драма про настольный теннис (да, бывает и такое!) Джоша Сэфди с Тимоти Шаламе и Гвинет Пэлтроу в главных ролях. Рассказываем, что получилось в фильме, а что нет

Аферист Марти Ройзман
Режиссер Джош Сэфди и сценарист Рональд Бронштейн (в 2019-м они работали над фильмом «Неограненные алмазы») сразу открестились от того, чтобы назвать картину про Марти — афериста и игрока в настольный теннис — биографической. Скорее, замечают они в релизе, лента снята по мотивам жизни одного известного спортсмена.
Впрочем, связь вымышленного героя Марти Маузера (в фильме его играет звезда «Дюны» Тимоти Шаламе) и чемпиона по пинг-понгу Марти Ройзмана очевидна. Оба когда-то начинали с того, что дурили простаков, позволяя выиграть у себя пару партий, а потом, удвоив ставки, демонстрировали настоящее мастерство и обували незадачливых пингпонгистов на кругленькую сумму. Оба были склонны устраивать шоу. Ройзман вместе с напарником Дугласом Картлендом объехал весь мир, демонстрируя спортивные комедийные номера: мячик они отбивали то кастрюлями, то подошвами кроссовок. А еще Ройзман, к удовольствию публики, мог играть за столом с завязанными глазами.
Настоящий Марти стал чемпионом США в одиночном мужском разряде дважды (в 1958 и 1960 годах). И он действительно участвовал в чемпионатах мира по настольному теннису в 1948 и 1949-м, завоевал несколько медалей, но главной награды так и не получил. Зато в поздние годы укомплектовал свою коллекцию множеством других призов, становясь фаворитом то на азиатских, то на европейских состязаниях. Последнюю победу Марти одержал в преклонном для спортсмена возрасте — в 67 лет став чемпионом США в настольном теннисе с твердой ракеткой.
Примерно в середине жизни о своих похождениях Марти Ройзман написал книгу «Игрок на деньги», которая, очевидно, частично и легла в основу сценария.

Беспринципный Марти Маузер
А дальше случилось что-то странное. То ли режиссер не смог договориться с правообладателями, то ли у Сэфди действительно был план снять фильм не про конкретного спортсмена, но создать некий собирательный образ человека, верящего в свою победу и любыми средствами достигающего цели.
Однако, избрав этот путь, Сейфди и Бронштейн так и не определились, что снимают. В итоге получилась совсем не классическая картина про победу нетипичного спортсмена в неожиданном для многих виде спорта вроде «Крутых виражей» (1997), когда ребята с Ямайки вдруг решают стать чемпионами по бобслею, или «Их собственной лиги» (1992), рассказывающей про то, как в годы Второй мировой бейсбол чуть было не стал женским видом спорта.
В то же время «Марти Великолепный» — не история успеха типа «Пеле» (2015), где показывается становление исключительного героя, благодаря талантам и упорству пробивающегося к мировой славе из низов. Не сюжет азартного противостояния двух соперников, выведенный в таких картинах, как «Форд против Феррари» (2019) или «Гонка» (2013). И не повествование об успешном неуспехе в том смысле, в каком мы привыкли воспринимать эту тему, например после просмотра ленты с Брэдом Питтом «Человек, который изменил все» (2011).

В «Марти Великолепном» затронуты многие темы. В момент увлечения героя Шаламе настольным теннисом для послевоенной Америки это был непонятный и даже несерьезный вид спорта. Стопроцентная уверенность Маузера в своей исключительности и стремление к победе роднит персонажа со многими реальными и вымышленным спортсменами. И Марти, действительно, небесталанный молодой человек. Другое дело, что он у него есть еще и выдающиеся криминальные задатки. Это могло бы поставить Маузера в один ряд с организатором незаконного покерного клуба Молли Блум («Большая игра», 2017) или с блистательным аферистом Френком Абигнейлом (в 2002-м сыгранным Ди Каприо в фильме «Поймай меня, если сможешь»). Однако образ Марти (и здесь большое спасибо тотальному внутреннему и внешнему преображению Тимоти Шаламе) показан значительно глубже, чем того требует очередная лихая история.
Маузер–Шаламе — безразличный, жестокий, а местами даже подлый молодой человек, который ради достижения цели готов использовать и влюбленную в него подругу детства Рейчел (Одесса Эйзайон), и скучающую актрису Кай Стоун (Гвинет Пэлтроу), и ее мужа-бизнесмена (Кевин О’Лири), а также еще с десяток доверчивых или прожженных людей. Марти полагает, что все свои духовные и денежные долги он отдаст, когда прославится. Тут-то и возникает главный вопрос: действительно ли победителей не судят? Вернее, обеляет ли мировая слава героя или ему все же придется сделать что-то, чтобы остаться человеком?

Пинг-понг и другие развлечения на экране
Однако к обозначению этого вопроса режиссер идет причудливыми путями, навинчивая вокруг и без того авантюрной жизни Марти череду отвязных приключений. Любопытно, что снять он их пытается в духе клипового кино Гая Ричи, но из-за отсутствия необходимой детализации и пояснения мотивации персонажей не всегда достигает нужного эффекта.
Тут и кинематографичный взрыв на бензоколонке, и перестрелка с участием беременной женщины, и кража собаки у чокнутого гангстера, и побег от полиции, и ванна, проваливающаяся в нижний номер, и перспектива в случае проигрыша публично целовать свинью, и многое-многое другое. Впрочем, операторская работа Дариуса Хонджи, снимавшего «Семь», равно как и музыка, написанная и аранжированная Дэниэлом Лопатиным, помогает не концентрироваться на огрехах. Понятно, что, включив эти эпизоды, Сейфди и Бронштейн (кстати, оба участвовали и в монтаже, местами интересном) пытались получше развлечь зрителя. Будто и сами поверили в то, что мир пинг-понга без дополнительного экшена не может занять смотрящего по-настоящему. Однако жанровая неопределенность, стилистическая неоднородность и перенасыщенность событиями не только удлиняют хронометраж до двух с половиной часов, но и сбивают простого зрителя. Примерно через час он задается вопросом: «А мы точно смотрим кино про настольный теннис?»
Однако картину во многом спасает Шаламе, который, обливаясь потом и выполняя положенные трюки, обольщая женщин и размахивая ракеткой, чудом удерживает внимание на своем великолепном Марти.