Как герою нового анимационного фильма Pixar удалось прожить утрату в космосе

Мечта о космосе
Космос — по-прежнему загадочная и манящая для всего человечества тема. Не удивительно, что компания Pixar уже в третий раз (первые две работы — «ВАЛЛ-И» и «Базз Лайтер» — выходили, соответственно, в 2008 и 2022 годах) обратилась к ней в новой фантастической сказке «Элио». Ее режиссерами стали Эдриан Молино (создатель «Тайны Коко», вошедшей в золотой фонд анимации Pixar), Мадлен Шарафьян (отметившаяся в сценаристах смешного мультсериала для подростков «Вся правда о медведях») и Доми Ши (режиссер и сценаристка «Я краснею», милой истории про девочку Мэйлинь, в моменты гнева превращающуюся в огромную красную панду).
Главным героем нового анимационного фильма стал одиннадцатилетний мальчик Элио Солис (озвучка — Йонас Кибриб). Недавно он потерял родителей, и опеку над ним взяла майор Военно-воздушных сил США, а по совместительству его тетя Ольга (Зои Салдана). Думая о племяннике, она отказалась от участия в программе по подготовке астронавтов и теперь занимается отслеживанием космического мусора на орбите. Впрочем, отдадим создателям должное — темы одиночества и космоса в мультфильме подаются под разными углами и создают дополнительные смыслы.
Именно одиночество и мечта о звездах не только объединяют, но и отдаляют персонажей. Для Ольги, представлявшей свою жизнь иначе, полет на шаттле становится чем-то недостижимым и вызывающим сожаление, а вот Элио зациклен на похищении пришельцами. Пытаясь установить контакт с иными цивилизациями, мальчик забывает о земных заботах и каждый день ходит на пляж для того, что инопланетянам было попроще забрать его.

Жизнь на Земле
Признаем, иногда и взрослому человеку на планете Земля бывает так плохо, что хочется забиться в какой-нибудь дальний вселенский угол, спрятавшись от нерешаемых проблем. Что уж говорить о ребенке, сильно переживающем утрату. Тетя Ольга, как бы ни старалась, не может заменить родителей, да Элио и не хочет замены. Раз на этой планете больше нет папы и мамы, считает мальчик, то нужно сбежать на другую. Он по-детски не задумывается о том, чего Ольге стоило дать ему дом и заботу. В то же время Элио — один из тех искренне увлеченных детей, которых окружающие считают «странненькими» и которых сторонятся. Поэтому и друзей на Земле у него тоже нет. Не зря Ольга однажды устало произносит: «Человек живет не среди звезд. Спустись, Элио, на землю».
Значок Всезвездного союза
Но чудо все же происходит, и пришельцы забирают мальчика и ошибочно принимают его за повелителя Земли. А Элио с энтузиазмом кивает и врет напропалую. Инопланетяне (к слову сказать, нарисованные довольно по-детски — в основном это амебообразные существа и кто-то вроде трансформеров) предлагают Элио вступить во Всезвездный союз.
Отдельно отметим иронию создателей ленты по отношению к реальности: выдавая мальчику приветственный коктейль из космической блевотины, члены союза проводят ему экскурсию, рассказывая о благах участия и показывая космический туалет. Однако в свои ряды не берут, а лишь назначают кандидатом на вступление, и только после испытаний обещают точно включить в круг избранных, а еще дать именной значок. Правда, перед этим Элио, а он и с мальчишками-то поладить не может, придется уговорить воинственного лорда Григона (Брэл Гэррет) не нападать на Всезвездный союз.
Разумеется, мальчика ждет немало трудностей. Переживая их, он все-таки встретит друзей и переосмыслит свой взгляд на Землю, а заодно и на землян. К слову сказать, некоторые критики справедливо отметили, что если бы не линия дружбы с милым и червеобразным Глордоном (Реми Эджерли), сыном Григона, то и смотреть ленту было бы скучнее.

Космическая биомасса
Смущает тем не менее не банальный посыл: «мир, дружба, жвачка», а какая-то общая эмоциональная недокрученность сюжета и отдельных линий. Темы избранности, одиночества среди людей, межпоколенческих сложностей звучат хоть и отчетливо, но в единую картину укладываются плохо.
К тому же Элио, как и любой ребенок, эгоистичен. Однако и его финальное преображение показано как-то смазано. Мол, зритель и сам поймет, что, пережив многие космические приключения, мальчик изменился. Но в это верится с трудом. Ведь Элио большую часть времени ведет себя неэмпатично — например, пускает в расход собственного клона, а заодно клона Глордона, уводит доверчивого маленького инопланетянина из дома, а потом ставит под удар весь Всезвездный союз и Ольгину карьеру. Кстати, о том, что после приключений тетя, скорее всего, потеряет работу, а может быть, даже попадет под трибунал, нам не сообщается. Очевидно, режиссеры полагают, что раз Ольга побывала в космосе и помирилась с Элио, то и сожалеть больше не о чем. И после всех проделок вроде бы правильная фраза из уст одного из инопланетян (она должна была стать отличным финалом): «Ты уникален, земляник Элио, а уникальным иногда бывает одиноко», звучит как-то не так и походит, скорее, на слабое оправдание дурного детского поведения.
А еще, кроме Глордона и лорда Григона, остальные инопланетяне при всем разнообразии рисовки сбиваются в космическую биомассу без особых характеристик. Что для Pixar редкий и, увы, досадный промах.
Сегодня трудно прогнозировать, действительно ли «Элио» (первые цифры тревожно малы), как ему и предрекают, провалится в прокате, но одно можно сказать точно: при всех своих плюсах картина уже не вошла в рейтинг лучших анимационных проектов Pixar.
