РЕЦЕНЗИЯ / 18+

БЕЛЫМ ОСТАНЕТСЯ ТОЛЬКО СНЕГ

22 января 2020

Как не пройти мимо главного события западноевропейского ТВ

Любители архитектуры советуют сначала смотреть Будапешт, а потом – Вену, чтобы не разочаровываться. Любители детективных сериалов советуют сначала смотреть шведский «Мост», а уж затем – его адаптации. Но тот, кто сочтет римейком «Моста» немецко-австрийский «Перевал» и отложит его на потом, во-первых, жестоко просчитается. А во-вторых, пройдет мимо одного из главных событий последних лет на ТВ Западной Европы. Три главных европейских премии в категории триллер и 2020 ждем премьеру второго сезона!

«Горныe вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат кусты…
Погоди немного,
Отдохнешь и ты.»

М.Ю. Лермонтов

Всем известный лермонтовский перевод Гёте — без сомнения, будет лучшим аудиорядом к рекламному трейлеру сериала «Перевал» в России. На первые семь строк отлично лягут кадры с потрясающими горными пейзажами австрийско-германского пограничья (это вам не сопки Тюрингии, где автор «Фауста» в 1780 году написал «Ночную песню странника»!), на словах «Отдохнешь и ты!» экран займет человек, замерзший в стойке на локтях и коленях, с прядью конских волос в окоченевших пальцах. Первый труп, с обнаружения которого все и начнется.

Поскольку голова у страшной находки находится в одной стране, а ноги — в другой, европейские знатоки детектива сочли «Перевал» ремейком нашумевшей шведско-датской многосерийки «Мост» (его пятой или шестой национальной версией). И поспешили. Здесь тоже начнутся поиски серийного убийцы, но не будет классического детективного сюжета с подсовыванием и последующим отметанием ложных подозреваемых. Зрителя втянут в эту игру лишь разок — и сразу обманут его ожидания. Но это будет лишь первая из многочисленных ловушек, расставленных авторами «Перевала».

Быстро сойдет на нет тема противопоставления двух народов-родственников (тут немцы с австрийцами мало чем отличаются от исландцев с норвежцами, финнов с эстонцами, русских с украинцами и т.д.). Хотя ее явно обозначат в дебюте следователь с германской стороны Элли Стокер (Юлия Йенч) — занудной немецкой правильностью, и ее австрийский коллега с говорящей фамилией Гедеон Винтер (Николас Офчарек) — пьянством, пофигизмом и репликой «Немецкий паспорт — немецкая проблема».

Не оправдает надежды мистиков и быстрый промельк рогов Крампуса– альпийского антипода Санта-Клауса, который тоже ходит перед Рождеством по домам и наказывает или даже утаскивает с собой плохих детей. Когда третье и последующие убийства утратят мистический антураж, пресса и полицейские продолжат называть преступника Крампусом, скорее, не из-за использования демонической маски, а просто потому что серийным убийцам принято присваивать маркер индивидуальности.

Впрочем, лицо не будут долго скрывать и предъявят близко к началу сериала — отчего «Перевал», как ни странно, только выиграет. Прекратят надоедать забегания вперед (с показом событий уже после демонстрации их последствий) — они начнут еще больше «разгонять» интерес. Как в «хрестоматии» у сэра Артура Конан Дойля, внимающему захочется узнать не «что?», а «как?». Только наживкой станет не пресловутый дедуктивный метод, а крутые, как склоны Альп, нравственные горки главных персонажей.

В какой-то момент зритель почти утвердится в мысли, что хорошие не так уж хороши, а плохие — не так уж плохи. Что безупречная стилистика «Перевала» — с преобладанием в кадре темноты и сумерек, черного и серого тонов, — отражает не мир за окном, а тьму внутри нас. Что белым и на экране, и в жизни, бывает только снег, и то в горах, вдали от человеческих путей и селений. Что Крампус (он же Мефистофель, он же Сатана) имеет полное право выйти из хвоистой чащи альпийского леса и прийти не только за каждым героем фильма, а вообще за каждым из нас.

И вот тогда сработает еще одна ловушка. Еще не последняя (обман ожиданий продлится до последних минут), но, пожалуй — главная. Чтобы понять ее смысл, придется перечитать у Гёте пролог к «Фаусту» (знакомый немцам не меньше, чем нам — «Горные вершины»).

Сатана в разговоре с Богом словно описывает землю, какой она показана в «Перевале»: «Там беспросветный мрак, и человеку бедному так худо». Но дальше начнется спор о будущих ошибках Фауста. Бог объяснит, что всякому ищущему человеку суждено ошибаться.

И заключит:

«Честный человек в слепом исканьи
Все ж твердо сознает, где правый путь».


К последней серии в кадре заметно посветлеет. Продолжая искать Крампуса — вопреки начальству, вопреки несчастьям в собственной жизни, вопреки общественному мнению, вопреки всему — два следователя найдут себя. Каждый в свое время. Они не освободятся от оков нашего грешного мира. Но найдут в себе силы выбраться на правильную стезю.

Название
«Перевал» (Der Pass), в англоязычном варианте Pahan Peak («Пик язычников)
Информация о фильме:
Гермния, Австрия. 2018-2019. Криминал/драма/ триллер. 1-й сезон – 8 серий, средняя длительность – 43 мин
Режиссеры:
Сирил Босс (Cyrill Boss), Филипп Штеннерт (Philipp Stennert)
Авторы сценария:
Сирил Босс (Cyrill Boss), Филипп Штеннерт (Philipp Stennert), Майк Майзен (Mike Majzen)
Продюсеры:
Маркус Аммон (Marcus Ammon), Квирин Берг (Quirin Berg), Фрэнк Бучс (Frank Buchs)
Операторы:
Филип Пешлов (Philip Peschlow)
Композитор:
Якоб Ши (Jacob Shea), Bleeding Fingers Music
Художники:
Хайке Ланге (Heike Lange), Карина Кавейн (Carina Cavegn), Томас Ола (Thomas Oláh)
В ролях:
Юлия Йенч (Julia Jentsch), Николас Офчарек (Nicholas Ofczarek), Франц Хартвиг, (Franz Hartwig), Ханно Коффлер (Hanno Koffler), Лукас Мико (Lukas Miko), Наташа Петрович (Natasha Petrovic)

Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.

Наша редакция уважает ваши непредвзятые точки зрения. Просим вас проявлять уважение друг к другу, к авторам и героям наших материалов. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Редакция оставляет за собой право удалять комментарии, которые, как мы считаем, не соответствуют теме и тону обсуждения, принятому у нас на сайте.

Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.

ВКонтакте
Телеграм
Одноклассники
Whatsapp