30 ноября исполняется 90 лет со дня рождения всемирно известного кинорежиссера

Вуди Аллену девяносто. Звучит невероятно. Правда, кажется, что он был всегда: и когда мы родились, и когда взрослели, и когда стали взрослыми.
В послужном списке режиссера, актера и писателя десятки картин и огромное количество премий. Судите сами: четыре «Оскара» за лучший сценарий. Всего фильмы Вуди в разные годы были 53 раза представлены в разных оскаровских номинациях и завоевали 12 статуэток. Его работы получили 17 наград BAFTA и девять «Золотых глобусов». И этим список не ограничивается.
К настоящему моменту Вуди Аллен снял полсотни фильмов и готов, невзирая на почтенный возраст, приступить к съемкам еще одного.
Рассказать в статье обыкновенного формата о творческом пути режиссера подобного масштаба просто невозможно. Поэтому мы решили поведать о, возможно, самом дорогом, что было в жизни Вуди, — его музах. И не всегда они приходились ему женами или возлюбленными.

Вторая жена
Бродвейская актриса Луиза Лассер стала второй женой молодого режиссера. Первый брак, в который Вуди вступил в двадцатилетнем возрасте, не был ни счастливым, ни продолжительным. О нем он всегда вспоминал с сарказмом, чем вызывал гнев своей бывшей, Харлин Розен. Она даже подавала на него в суд, требуя миллион долларов за нанесенное оскорбление.
Роман с Лассер начался у Аллена еще до развода с первой женой и был самой настоящей интрижкой на стороне. Отношения продлились около десяти лет, а брак — четыре года, с 1966 по 1969-й.
Несмотря на то, что Вуди не позвал Луизу в свой дебютный фильм «Что нового, киска?» (1965), она появилась в других его картинах, вышедших уже после разрыва: «Хватай деньги и беги» (1969), «Бананы» (1971), «Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить» (1972) и «Воспоминания о звездной пыли» (1980).
В середине 1970-х Луиза была звездой мыльной оперы «Мэри Хартман, Мэри Хартман», снявшись в 300 эпизодах. Дальнейшую карьеру Лассер трудно назвать успешной. Например, в 1990-м она мелькнула в специфическом комедийном ужастике «Франкеншлюха». Спустя десять лет, однако, сыграла у Даррена Аронофски в оскароносном «Реквиеме по мечте».
С Алленом у актрисы сохранились дружеские отношения. В интервью The New York Times она говорила: «Он оказал [на меня] колоссальное влияние, но именно благодаря ему я стала собой. Он всегда говорил мне: "Если ты просто выйдешь на сцену, будешь собой и станешь делать то, что тебе нравится, и [при этом] тебе будет комфортно, это просто потрясающе". Он вселил в меня серьезную уверенность».

Лучший друг
С Дайан Китон Аллен познакомился в 1968 году на Бродвее во время работы над спектаклем «Сыграй это снова, Сэм». После премьеры между Вуди и Дайан завязались отношения. Продлились они совсем недолго, после чего бывшие любовники стали лучшими друзьями и дружили до самой смерти актрисы.
Впервые в фильмах Аллена Китон появилась в 1973-м, снявшись вместе с ним в картине «Спящий», что признана Американским институтом киноискусства одной из величайших кинокомедий в истории.
За «Спящим» последовали «Любовь и смерть» (1975) и «Энни Холл» (1977). Последняя завоевала четыре «Оскара»: Китон была названа лучшей актрисой, а Аллен — лучшим режиссером.
После триумфа Китон появилась в «Интерьерах» (1978), «Манхэттене» (1979) и «Загадочном убийстве в Манхэттене» (1993).
«Для меня всегда было чем-то особенным находиться рядом с Вуди, — говорила Китон в интервью 2023 года. — Он был великолепен. Он был всем и остается для меня всем. Он дал мне всё… Вуди раскрепостил меня». Когда актрисы в октябре 2025-го не стало, Аллен написал: «Еще несколько дней назад в мире была Дайан Китон. Теперь ее нет. Поэтому мир стал еще более унылым. И все же есть фильмы с ее участием. А ее заразительный смех по-прежнему звучит у меня в голове».

Величайшее сожаление
Музу, значительнее, чем Миа Фэрроу, вообразить невозможно. По крайней мере в жизни Вуди Аллена. Они прожили двенадцать лет в гражданском браке и работали над тринадцатью фильмами.
К моменту их знакомства в 1979 году у Фэрроу было семеро детей: трое своих и четверо приемных. На протяжении всего романа Вуди и Миа жили в отдельных квартирах по разные стороны нью-йоркского Центрального парка.
История их отношений достойна экранизации. После безуспешной попытки завести общего ребенка Фэрроу удочерила очередную девочку — Дилан, которая впоследствии обвинила Аллена в сексуальном насилии. Суд режиссера оправдал.
Общий ребенок у пары все же появился. Мальчика назвали Ронаном. Уже после разрыва Фэрроу заявила, что отцом ребенка является вовсе не Аллен, а Фрэнк Синатра. В ней говорила обида, ведь Аллен завел роман с падчерицей — приемной дочерью Мии Сун-и Превен…

Если же говорить исключительно о творчестве, то у Вуди Аллена Миа Фэрроу, звезда «Ребенка Розмари» (1968) Романа Поланского, дебютировала в картине «Сексуальная комедия в летнюю ночь» (1982), принесшей актрисе номинацию на «Золотую малину».
Благодаря «Пурпурной розе Каира» (1985) актриса номинировалась на «Золотой глобус» и премию Британской академии.
На следующий год «Оскар» завоевала «Ханна и ее сестры», в которой одну из центральных ролей сыграла Миа.
Восьмидесятые были пиком карьеры Фэрроу — она постоянно появлялась на экране благодаря возлюбленному, а после выхода финального совместного фильма «Мужья и жены» (1992) карьера актрисы пошла на спад.
Сегодня Аллен и Фэрроу не общаются. Более того, оба находятся по разные стороны баррикад. В документальном фильме HBO «Аллен против Фэрроу» (2021) актриса открыто заявила, что отношения с ним — «величайшее сожаление» ее жизни. Она чувствует себя виноватой за якобы совершенное Алленом насилие над падчерицей. Сам режиссер убежден, что против него уже тридцать лет ведется возмутительная кампания как самой Фэрроу, так и ее многочисленными защитниками и сочувствующими.
Сегодня Аллен женат на бышей падчерице Сун-и (брак зарегистрирован в 1997-м). Кстати говоря, Фэрроу обвиняла Вуди и в растлении Сун-и, что сама женщина отрицает.

«Потому что он попросил»
Сотрудничество Вуда Аллена с Дайэнн Уист принесло ей двух «Оскаров»: за лучшую роль второго плана в «Ханне и ее сестрах» (1987) и в «Пулях над Бродвеем» (1994). Кроме этого, актриса снялась в картине «Пурпурная роза Каира» (1985).
Вспоминая свою работу с Вуди, Уист иронично замечала, что он «испортил» ее «для других режиссеров». Отвечая на вопрос о том, почему она снялась в нескольких фильмах Аллена, Уист ответила: «Потому что он попросил меня об этом!» Кстати говоря, от оскароносной роли в «Пулях над Бродвеем» актриса хотела отказаться — после прочтения сценария она решила, что предлагаемый персонаж ей не подходит.

Нанимайте лучших
Если бы молодая жена Аллена была актрисой, она непременно попала бы в один из его фильмов. Однако Сун-и протекцией не воспользовалась. И можно сказать, что с этого момента режиссер начал искать муз «на стороне».
Первой из них стала Джуди Дэвис, в 1990-м появившаяся в мелодраме «Элис». Роль была небольшой, а первую скрипку играла Фэрроу. А уже через два года за «Мужей и жен» Дэвис номинировали на «Оскар».
В 1997 году вместе с Алленом Джуди исполнила главные роли в его комедии «Разбирая Гарри», а затем появилась в «Знаменитости» (1998) и «Римских приключениях» (2012).
Аллен называет Джуди одной из самых восхитительных актрис в мире. «…было ясно, — говорил он, — что она такая замечательная актриса, и я всегда ее побаивался… Поэтому я с ней [до съемок] никогда не разговаривал, а она инстинктивно чувствовала, что мне нечего сказать ценного, и не разговаривала со мной… Она играла всегда великолепно. Всегда волнующе, сексуально, непредсказуемо… "Нанимайте лучших" — мой девиз. И не путайтесь у них под ногами».

В любое время
Скарлетт Йоханссон, начавшая актерскую карьеру еще в детском возрасте, к моменту знакомства с Вуди громко заявила о себе главными ролями в картинах «Девушка с жемчужной сережкой» и «Трудности перевода» (обе вышли в 2003-м). «Я просто почувствовал, как и многие другие, что она новая, настоящая кинозвезда, которая ворвалась на экраны, но не поверхностно — в ней была настоящая глубина», — говорил Аллен.
Излучающая сексуальность Скарлетт пришлась Вуди как нельзя кстати. Он отдал ей главные роли в трех картинах и не прогадал. «Матч поинт» (2005), «Сенсация» (2006) и «Вики Кристина Барселона» (2008) были высоко оценены и критиками, и зрителями. За роль в «Матч поинте» актриса впервые номинировалась на «Оскар». И хотя после 2008 года Скарлетт с Вуди больше не работала, она готова к сотрудничеству «в любое время».

Испанский «Оскар»
На смену Йоханссон пришла испанка Пенелопа Крус. Обе пересеклись на съемках «Вики Кристина Барселона» (2008), а в дальнейшем актриса снялась у Вуди в «Римских приключениях» (2012).
Первый из фильмов принес Пенелопе «Оскар». Больше того, она стала первой испанской актрисой в истории, удостоившейся этой награды.
«…он [Вуди] действительно вдохновляет во всем, что он вам предлагает, и он очень забавный, — говорила Крус в 2013-м. — Он заставляет меня смеяться весь день, и мне нравится быть рядом с ним, я чувствую себя счастливой и привилегированной потому, что могу проводить время с таким особенным художником».

Эпилог. Вуди Аллен после декабря 2017-го
Вслед за секс-скандалом, связанным с Харви Ванштейном, повзрослевшая Дилан Фэрроу, бывшая падчерица Аллена, в соцсетях вновь напомнила публике о тех обвинениях, которые выдвигались против режиссера в первой половине 1990-х. В январе 2018-го Дилан сообщила о якобы свершившемся растлении уже на телевидении, в программе CBS This Morning.
Общественность разделилась на три лагеря: тех, кто прямо обвинял Аллена, тех, кто его поддерживал и защищал, и тех, кто постарался остаться в стороне. Разумеется, вездесущие СМИ стали задавать неудобные вопросы актерам и прежде всего актрисам, работавшим с Вуди Алленом.
На защиту друга, нисколько не сомневаясь в порядочности Аллена, встала Дайан Китон. О том, что ему верит, сообщила и Скарлетт Йоханссон. Остальные по большому счету дипломатично решили сохранять нейтралитет. А вот Кейт Уинслет, поначалу занимавшая нейтральную позицию, в 2020 году выступила резко против Аллена: «…о чем я думала, работая с Вуди Алленом и Романом Полански? Сейчас я просто не могу поверить, что эти люди пользовались таким уважением, так заметно и так долго находились в киноиндустрии. Это просто позор».
Дурная слава и нехорошая молва, разумеется, испортили карьеру режиссеру, на тот момент уже перешагнувшему порог восьмидесятилетия. Аллен испытал трудности с финансированием и оказался на голливудской обочине. Тем не менее в 2019 году появился «Дождливый день в Нью-Йорке», хотя снявшиеся в нем Тимоти Шаламе, Эль Фаннинг и Селена Гомес испытывали смешанные чувства в связи с вновь выдвинутыми против режиссера обвинениями.
После этого Аллен снял две киноленты в Европе: «Фестиваль Рифкина» (2020) и «Великую иронию» (2023).
Согласно недавним сообщениям в прессе Вуди планирует съемки нового фильма и уже получил полтора миллиона евро от муниципального правительства Мадрида. Вполне возможно, совсем скоро мы увидим новый фильм режиссера, который, несмотря на обстоятельства, не растерял поклонников. А их можно обнаружить во всех уголках света.
Тень скандала с падчерицей Дилан наверняка будет преследовать Вуди до конца дней. Вероятней всего, кто прав в этой истории и кто в ней настоящая жертва, мы так и не узнаем. Очевидно одно: фильмы, снятые мастером, навсегда останутся с человечеством, а уж что будут говорить о нем самом — покажет время.